20

12.11

Куда ветер дунет

Активность – слово яркое, броское и широко рекламируемое. Медики и спортсмены призывают к активному образу жизни, политики – к активной гражданской позиции. Пассивным слыть невыгодно независимо от места, времени или сезона. Деятельные активистские руки крепко держат лидирующие посты и выгодные партии близ солнечного местечка.

Еще не родившись, некоторые малыши доставляют больше радостей своей гиперактивностью. Позже бойким и шустрым достаются VIP места в песочнице и звездные роли на детских утренниках. Но не стоит путать активность с удачливостью, уж тем более, с наглостью. Энергичные, инициативные личности формируют активную жизненную позицию – свойство более чем положительное. Она создает особый стиль жизни, наполняет ее качественно иным смыслом. К сожалению, воспитание еще сохранило пережитки, вроде «Не высовывайся». Вот и пополняется мирная пассивная братия, идущая «Куда ветер дунет».

В школе ветерок направляется на красные пятерки в дневниках. Процесс – на втором плане, главное – отметка и мамина похвала (устная или в виде мороженого). Позже детский интерес к знаниям падает. В лучшем случае половина предметов заучивается для оценки или во избежание наказания.

Студенты еще больше грешат веселой жизнью между сессиями. Мучительно вталкивают перед экзаменом (в память или в карман) пласт информации. Воспроизводят. Благополучно забывают, увидев заветный крючок в зачетке. Только бы вопросов дополнительных не было. Мыслить придется, рассуждать нестандартно, активно… Скорее бы лекции «отсидеть». Быстрей бы зачеты сдать, причем с наименьшими усилиями. Задание выполнить лишь бы оценку поставили (позже: лишь бы зарплату получить). Сколько там времени осталось до конца лекции? Работы? Жизни? …

Отличительная черта пассивных – ориентация на внешние оценки и формальные стандартные результаты. Все мы привыкли к оценкам. Ежедневно получали их от родителей, учителей, начальников, друзей. Мы ждем и ищем эти субъективные отметки. Как же так, сдать работу и не узнать свое положение на шкале «Плохо-Отлично», «Лучше-Хуже соседа слева». Безоценочность воспринимается не иначе как пугающая неопределенность.

Люди с активной жизненной позицией доверяют собственным оценкам и наблюдениям. Оценивают они знание, опыт или продукт, который получили, выполняя задание, работу. Как говорят психологи: «Не сравнивай себя с кем-то, сравнивай с собой вчерашним». Активисты проявляются уже среди школьников или студентов. Они не сидят за партами с молчаливой готовностью: «Сделайте со мной что-нибудь». Они ищут везде то, что интересно, заваливают вопросами, примеряют к себе. Такие студенты вкладывают в себя знания и опыт, словно деньги в надежный банк. Ежеминутно стараются выгодно использовать все возможности и ресурсы, т.к. понимают, что грамотное вложение окупится. Любое их действие – приобретение, рост, расширение возможностей. Для них труд – не повинность, которую «лишь бы сделать для виду». Работа им представляется как способ достижения, как качественный шаг вперед, приносящий удовлетворение.

Современный рынок – молниеносно меняется, конкуренция растет. Мобильные энергичные специалисты нужны везде. Пытливый ум, горящий взор и открытость новому знанию – опора, на которой держится и развивается современный мир.

Анастасия Третьякова

  Подписаться на все страницы


Оставить комментарий

*