13

12.13

Три кита здоровой памяти

А вы знали, что человеческая память уникальна?Что она дает возможность не только сохранять и воспроизводить информацию, но и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее? Все потому, что генетическая,или наследственная память определяет формы видового поведения, а попросту наши  инстинкты.

Она меньше зависит от условий жинедеятельности организма по сравнению с прижизненной, которая включает в себя целое хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий. Прижизненная память делится на несколько видов: двигательную, образную, эмоциональную и символическую.

Каждый вид имеет свою особенность. Вот пример образной памяти: у А. П. Чехова в пьесе «Чайка» неудачливый писатель так сравнивает себя с талантливым: «У него (талантливого) на плотине блестит горлышко от разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот лунная ночь и готова, а у меня и трепещущий свет луны, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе». Последнее описание каждый воспринимал и читал множество раз, оно не вызывает яркого образа. Наоборот, блеск горлышка разбитой бутылки — неожиданный и потому запоминающийся образ.

А теперь давайте представим, что наша память имеет три мощные опоры, как бы стоит на трех китах.

Эти самые киты помогают нам управлять памятью, пополнять хранилище, которое практически безгранично по объему и времени сохранения информации.
Итак, не подлежит сомнению, что умение организовать материал, знание разнообразных приемов запоминания делают человека сознательным властелином безграничных резервов своей памяти.

Кит №1
Рассмотрим такое явление как мнемонические приемы запоминания.

Первый метод локальной привязки, или метод мест, состоит в построении для запоминания ряда объектов другого ряда — опорного, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице и т. д. Человек сначала заучивает опорный ряд, затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы запоминаемого ряда. Такой способ облегчения запоминания очень стар — ему более двух тысяч лет, и существует даже предание о том, как он возник. Однажды греческий поэт Симонид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он вышел за порог дома, как раздался сильный подземный толчок, дом, где он только что пировал, рухнул, и все гости оказались погребенными под обломками. Родственники не могли опознать никого из погибших. Тогда Симонид мысленно представил себе план помещения, где проходил пир, тотчас в его памяти ожила картина, он вспомнил, кто где сидел, и указал, какие останки кому принадлежали. С тех пор все, что ему следовало запомнить, Симонид помещал в комнаты представляемых знакомых домов и по мере надобности извлекал оттуда запоминаемые объекты. Известно, что систему локальной привязки использовали Цицерон, Квинтиллиан, Джордано Бруно и многие другие выдающиеся люди.

Второй метод словесных посредников по существу близок к методу мест. Так, например, для запоминания очередности следования различных цветов в солнечном спектре заучивалось предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в котором первые буквы слов совпадают с первыми буквами названия цветов солнечного спектра. Еще одна фраза используется ленинградцами для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих на Загородный проспект: «Разве можно верить пустым словам балерины?» Это соответствует названиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подольской, Серпуховской и Бронницкой.

Подобные средства мнемотехники применяют и при обучении азбуке Морзе.

Вообще говоря, припоминание слова зависит от того, насколько часто встречалось оно в прошлом опыте человека, и от того, входит ли это слово в значимую для человека категорию.

Кит №2

    Установка на запоминание.

Установка влияет не только на сам факт и полноту запоминания, но и на длительность сохранения, т.к. одно дело сказать себе, что помнить следует до определенного дня (экзамена), другое — выучить навсегда. Вот характерный пример: в эксперименте группе участников прочли два отрывка текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. В действительности предложили рассказать оба отрывка через две недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забыли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря другой установке при запоминании.

Материал легче запомнить, если четко сформулирована цель деятельности.

     Человек, решивший арифметическую задачу, часто не помнит исходных чисел. Попросите его самого придумать исходные числа для задачи, и, решив ее, он назовет их, не задумываясь.

Запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, потому что пересказ — это активная, организованная целью, умственная работа.

То, что неудобные для нас факты легко забываются, произвело на Дарвина такое сильное впечатление, что он особенно тщательно записывал те наблюдения, которые шли вразрез с его теорией. Так как неприятные вещи забываются быстрее.

Под влиянием эмоций может происходить и фальсификация воспоминаний. Человек стремится освободиться от неприятных воспоминаний. Неприятные, нелестные для данного лица события легко забываются и искажаются. Еще Фрейд обратил внимание на активное забывание, связывая его с вытеснением события в подсознание, в связи с конфликтностью.

 Кит №3

     Повторение.

     Исследования показало, что забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с такими интервалами: через 15—20 минут, затем через 8—9 часов и через 24 часа. Однако без надлежащего мотива даже многократное повторение не обеспечивает эффекта запоминания.

Вот пример из жизни известного французского психолога Бинэ. Будучи неверующим, но женатым на очень религиозной женщине, он, не желая обижать ее, повторял за ней слова вечерней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самостоятельно в отсутствие жены.

Традиционное мнение о том, что запоминание — трудная работа, и обусловливало малую эффективность обучения. Разумное использование приемов запоминания помогает создавать новые методы обучения, включающие установку, мотивацию и снятие внутренних барьеров.

Итак, память представляет собой систему процессов и состояний, где информация организуется, обобщается и сохраняется определенное время.

И, наконец, составим план, которому необходимо следовать, чтобы развивать и обогащать свой информационный запас:

  1. Используйте ассоцииативное мышление, с помощью которого легче воспроизвести запоминаемую информацию (цвета радуги).
  2. Повторяйте, перессказывайте то, что выучили с определенной периодичностью.
  3. Мотивируйте себя, ставьте цель запомнить необходимую информацию.
  4. И, конечно, верьте в себя. Тогда все обязательно получится.

Анна Касымова

  Подписаться на все страницы


Комментарии

  1. Лиза15:

    Галина, могу порекомендовать хорошее средство для похудения. В отличии от таблеток безопасен и не имеет побочных эффектов. Пила два раза в день в течении трёх недель + добавляла иногда физ. нагрузки и потеряла 10 килограмм, очень рекомендую. Заказывала через интернет здесь — http://dietl.ru (⌒ω⌒)